Статьи

Споры возникающие по договорам о перевозках

При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК).

Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск.

Установленный претензионный порядок дает шанс сторонам, используя упрощенную процедуру, решить между собой спор по существу без обращения в судебные инстанции. Его суть состоит в принятии сторонами исчерпывающих мер к урегулированию возникших разногласий.

Для договорных отношений между перевозчиком и пассажиром обязательный претензионный порядок разрешения споров ГК не предусмотрен. В транспортных законах он решается следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 161 КВВТ до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира обязательным является предъявление претензии к перевозчику. УЖТ (ст. 121) и УАТГНЭТ (ч. 1 ст. 39) закрепляют право пассажира на предъявление претензии перевозчику, нарушившему обязательства. ВК предусмотрено право пассажира предъявлять перевозчику не претензию, а заявление, хотя по смыслу оно выполняет роль претензии (п. 1 ст. 125). Не урегулирован претензионный порядок предъявления пассажиром требований к перевозчику в КТМ.

Для перевозчика обязательный претензионный порядок предъявления требований к грузоотправителю, грузополучателю, пассажиру не установлен. Поэтому он вправе сразу предъявлять иски к указанным лицам при нарушении ими обязательств.

Юридическое значение претензионного порядка заключается прежде всего в том, что он является необходимой предпосылкой реализации нрава на предъявление иска. При несоблюдении претензионного порядка заявленное исковое требование судом к рассмотрению не принимается. Следовательно, если претензия не была заявлена, сторона не вправе предъявить исковое требование к перевозчику.

Претензия представляет собой обращенное к перевозчику письменное требование о возмещении убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательства по перевозке.

Законодатель установил обязательные требования к претензионному порядку. К ним относятся:

  • предъявление претензии надлежащим заявителем к надлежащему ответчику;
  • соблюдение сроков предъявления претензии;
  • надлежащее оформление претензии с приложением необходимых документов;
  • соблюдение срока и установленного порядка дачи ответа на претензию.

Перечисленные требования распространяются на претензионный порядок как при перевозках грузов, так и при перевозках пассажиров.

Претензионный порядок разрешения споров при перевозках грузов

Рассматривая требование о предъявлении претензии надлежащим заявителем, следует исходить из общего положения, в соответствии с которым право на предъявление претензий принадлежит грузоотправителю и грузополучателю. Вместе с тем нельзя не учитывать того обстоятельства, что транспортные уставы и кодексы неодинаково подходят к решению вопроса, в каких случаях этим правом пользуется грузоотправитель, а в каких грузополучатель.

Так, КВВТ (ст. 162) установлено, что право на предъявление претензии имеют:

  • в случае несоблюдения сроков доставки груза – грузополучатель;
  • в случае утраты груза – грузополучатель, грузоотправитель;
  • в случае недостачи или повреждения груза – грузополучатель;
  • в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного – грузоотправитель, грузополучатель.

По ВК, в случаях утраты груза, его недостачи или повреждения, а также просрочки доставки право на предъявление претензии к перевозчику реализует грузополучатель (ст. 125).

В соответствии с УЖТ право на предъявление претензии, независимо от характера нарушения обязательств, имеет как грузоотправитель, так и грузополучатель. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 120 УЖТ такое право предоставляется страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Аналогично этот вопрос урегулирован УАТГНЭТ (ч. 3 ст. 39).

КТМ не конкретизирует вопрос о том, кто вправе предъявить претензию перевозчику. Но он регулирует передачу права на предъявление претензий и исков. В ст. 404 указывается, что передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отравителем или получателем экспедитору либо страховщику. При этом передача нрава на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

Претензия должна быть направлена заявителем надлежащему лицу. Транспортные законы указывают, что таким лицом является перевозчик. Однако они по-разному регулируют вопрос о месте предъявления ему претензии. КВВТ устанавливает, что претензия предъявляется перевозчику по месту его нахождения (п. 2 ст. 161). В ВК этот вопрос решается по-другому. В соответствии с п. 4 ст. 124 претензия предъявляется в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. УЖТ и КТМ не уточняют место предъявления претензии. Также решается этот вопрос и в УАТГНЭТ, но это единственный транспортный закон, называющий в качестве лица, которому предъявляется претензия, кроме перевозчика также фрахтовщика при нарушении им обязанностей по договору фрахтования.

Большое значение имеет также соблюдение сроков предъявления претензии. Транспортные законы устанавливают разные сроки их предъявления. УЖТ закреплено положение, согласно которому претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и пеней в течение 45 дней. Порядок их исчисления следующий. В отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза срок исчисляется со дня его выдачи; за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки; за просрочку доставки – со дня выдачи груза. В иных случаях срок предъявления претензии исчисляется со дня наступления событий, послуживших основанием для ее предъявления.

ВК установлен шестимесячный срок предъявления претензии, который исчисляется в отношении недостачи или повреждения и просрочки доставки со дня, следующего за днем выдачи, а в случае утраты груза – через 10 дней по истечении срока доставки. В остальных случаях возмещения вреда претензионный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

При этом в соответствии с УЖТ и ВК перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Эта норма транспортных законов указывает на пресекательный характер сроков предъявления претензии.

Вместе с тем арбитражные суды ориентированы на принятие исковых заявлений при нарушении сроков предъявления претензий. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что "предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных статьей 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 Устава сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации... вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора" (п. 42).

Таким образом, в соответствии с разъяснениями высшей судебной инстанции нарушение грузоотправителем, грузополучателем закрепленных УЖТ претензионных сроков при соблюдении установленного порядка предъявления претензий не отменяет их права на исковое заявление, а влечет лишь то негативное последствие, что на них могут быть отнесены судебные расходы.

Следует отметить, что такая проблема не возникает при морских, внутренних водных и автомобильных перевозках. КТМ, КВВТ, УАТГНЭТ не выделяется специальный претензионный срок. В них закреплено положение, согласно которому претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определенного транспортными уставами и кодексами.

Правовые последствия нарушения этого срока определяются АПК. В соответствии с ч. 2 ст. 115 АПК нарушение срока исковой давности влечет возврат истцу материалов без рассмотрения.

Достаточно конкретны закрепленные в правилах перевозок грузов, правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов для личных, бытовых нужд требования о надлежащем оформлении претензии и приложении к ней необходимых документов. Претензия должна содержать следующие основные данные: наименование перевозчика, наименование предприятия (организации), заявляющего претензию, изложение обстоятельств, явившихся основанием для претензии, сумма претензии по каждому виду требований и ее расчет, формулировка претензии, банк, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер счета, перечень документов, приложенных к претензии, дата составления претензии и подпись.

Количество документов, прилагаемых к претензии, зависит от того, в связи с каким нарушением обязательств заявлена претензия. Типовой набор прилагаемых документов включает: транспортную накладную, квитанцию о приеме груза, коммерческий акт (акт общей формы), справку об отправке груза, документ об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза.

Важная роль в подтверждении фактов повреждения, порчи груза, обнаружения груза без документов, несоответствия груза в натуре его наименованию в транспортном документе отводится коммерческому акту. Без этого документа в указанных случаях невозможно заявление претензии. Кроме того, коммерческий акт служит основанием для розыска груза, расследования причин порчи, повреждения грузов, а также для организации мероприятий по недопущению их повреждения впредь.

В этом документе содержатся точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена их несохранность, данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах (ст. 119 УЖТ) и заполняется без помарок и исправлений. Этот документ подписывает грузополучатель, если он участвовал в проверке грузов, и перевозчик.

В установленные сроки оформленная претензия вместе с приложенными документами направляется перевозчику. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Если претензия отклонена или удовлетворена частично, то в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующие статьи транспортного устава или кодекса. При этом он возвращает заявителю претензию и все предъявленные вместе с ней документы.


Возврат к списку